Король Таиланда Маха Вачиралонгкорн Рама X
Все знают, что в Таиланде конституционная монархия. Создана она была в этом виде в 1936 году, затем реформировалась в 1949, по типу монархии Великобритании. Ведь многие дети из аристократических семей получали образование в то время в Англии. Но мало кто знает, что королевская власть в Таиланде разительно отличается от английской. В Англии королева выполняет больше декоративную, представительскую роль, своеобразный «флаг нации». Король Таиланда же имеет определённую власть и заметное влияние на всю жизнь своей страны. Хотя объединяющую нацию функцию он тоже традиционно выполняет. Маха Вачиралонгкорн, король Рама X, находящийся ныне на троне, вызывает много пересудов за рубежом. В самом королевстве отношение к нему традиционно уважительное, хотя не без вопросов.
Такое отношение тайцев к своему королю продиктовано восточной традицией. Иерархия пронизывает всю жизнь Востока, человек находящийся на определённой высоте в социуме вызывает уважение просто самим этим фактом. Как говорил Конфуций – «Человек стоящий на вершине горы не упал туда с неба». То есть, он заслужил свой пост, если не в этой, так в прошлой жизни. Говорить что-то нелицеприятное о короле – нонсенс для восточного человека. Хотя существует определённое исключение, редко проявляющееся в восточной культуре. Его сформулировал устами своего героя Джеймс Клавелл в книге «Сёгун». «Что может служить оправданием для бунта против сюзерена? Только победа!» Такой пример был и в древнем Сиаме.
Вторым немаловажным фактором, укрепляющим уважение к власти, является религия. Это отнюдь не буддизм, хотя и он строго выдерживает каноны социальной лестницы. Средневековые и ранние феодальные княжества Азии были земледельческими со своей зависимостью от сил природы. Старейшина рода, князь или король являлись еще и верховными жрецами. Отсюда происходит и «божественное» происхождение любой власти так хорошо прописанное в индуизме. Индуизм и брахманизм являются до сих пор почитаемыми учениями современного Сиама. Все обряды и церемонии, связанные с королевской властью, проводят именно брахманские жрецы. Да и туристы все могут видеть красивые домики с Брахмой рядом с каждым отелем, офисом и госучреждением. Отсюда следует и довольно лёгкая сменяемость власти в прошлом, и законы наследования трона, и всеобщее почитание короля.
Король Таиланда Маха Вачиралонгкорн
Нынешний король Таиланда принял сан короля в 64 года, в октябре 2016 года. Некоторые пытаются оспорить этот факт, говоря, что он не был коронован. Не стоит забывать, что коронация, которая произошла наконец в мае 2019 года, является религиозной церемонией, проводится по точным астрологическим расчётам и к самой власти имеет отношение опосредствованное. Но, как говорили в средневековых рыцарских романах – «Король умер, да здравствует король!». Согласно конституции и по традициям, королевская власть перешла сыну Рамы IX через месяц после его ухода из этого мира. Король Таиланда Маха Вачиралонгкорн (тайское тронное имя с титулом – Сомдет Пра Боромма Орасатират Чао Фан Маха Ватчиралонгкон Саям Макутрачакуман) принял королевский трон, как это и полагается. Стоит заметить, что немолодой и богатый принц мог отказаться от этого бремени. То, что принял всю ответственность за королевство на свои плечи, может только вызывать уважение.
Сам маха Вачира – личность неоднозначная. Он как бы является типичной фигурой аристократической молодёжи послевоенного периода. Стремление в Европу, присутствие Соединённых Штатов в регионе и азиатский менталитет, поддерживаемый соседством с союзной Японией, наложило отпечаток на воспитание и мировосприятие. Отец – Пхумипхон Адульядет, мать – королева Сирикит, уважаемые всей нацией за активность в национальном преображении и сохранении буддистских ценностей, очевидно, заложили определённые черты характера сына, как и трёх дочерей. Но, вместе с тем, учёба и длительное проживание в Австралии и Европе диктовали стиль поведения, который так любят обсуждать теперь в СМИ. Начальное образование сын Рамы IX получил на родине в Таиланде, затем продолжил образование в Англии и Австралии. С успехом закончил королевский воинский колледж и получил квалификацию военного пилота и пилота вертолёта. Какое-то время находился на действительной службе в Королевстве Таиланд, командовал полком, затем батальоном королевской гвардии. Во Вторую Индо-Китайскую войну принимал участие в боевых действиях против вьетнамских партизан на территории северо-востока Таиланда и Лаоса.
Маха Вачиролонгкорн – боевой лётчик с реальными боевыми вылетами, что может восприниматься по-разному в зависимости от политических предпочтений, но характеризует принца, как человека решительного и смелого. Это был самый конец войны Вьетнама с иностранными агрессорами, но Таиланд вёл войну только на своей территории. После окончания компании, принц Маха Вачира долгое время жил в Австралии и Германии. Очевидно, военное прошлое и долгое проживание за пределами Таиланда и породили множество слухов о поведении наследного принца, в чём-то имеющие под собой основания, в чём-то приукрашенные журналистами, что является нарушением Закона о диффамации. Вольность европейской жизни, которая противопоставляется традиционным буддистским ценностям, но является привлекательной для молодёжи, сыграла в том свою роль.
Семья
Долгое время на востоке было разрешено многожёнство. Рама V имел пять официальных жён и несколько жён нижнего гарема, при нём же многожёнство было упразднено. Исторически в буддистских странах не возбраняются разводы и новая женитьба. Исключением оказалась крепкая семья Рамы IX, который в этом как бы является примером.
Маха Вачиролонгкорн был женат трижды, в нынешнее время его четвёртая жена имеет статус королевы. Королевская семья относится к данному факту спокойно. Король Таиланда Рама IX в 1970 году назначил Маха Вычиролонгкорна наследным принцем и решения своего не изменял. Первая жена принца – особа королевской крови, она племянница матери, королевы Сирикит. Их дочь, принцесса Мом Луанг Соамсавали Китиякара 1957 года рождения, известна всему миру, так как часто является официальной представительницей королевского дома за границей. Брак продлился недолго, последовал развод, и принц вскоре женился вторично.
Дочь от второго брака, принцесса Баджракитиябха 1978 года рождения, является любимицей многих в Таиланде. Это то, о чем в России шутят – спортсменка, комсомолка и просто красавица. Принцесса великолепно держится в седле, занимает призовые места в конкуре, является олимпийской чемпионкой Азии по бадминтону. Любой парад в столице Таиланда обязательно украшен красивым конным конвоем под предводительством принцессы.
Третья жена принца является матерью наследника. Актриса Ювадхидой Полпрасет получила королевское имя принцессы и статус матери наследника – Мом Суджарини Махидол. Их брак сначала был не официальным после развода со второй женой в 1990 году, оформлен в 1994, и распался в 1996. Тем ни менее, мать наследника до сих пор является членом королевской семьи, обязательно участвует во всех торжественных мероприятиях, почитаема и уважаема. Дело в том, что древним брачным законам любой ребёнок короля имеет королевский статус, и даже может претендовать на престол. А уважение к матерям своих детей-принцев следствие этого. В настоящее время король оформил брак с четвёртой женой официально. Официально она же признана королевским указом королевой. Сутхида Вачиролонгкорн была долгое время возлюбленной принца и короля, имеет лётное прошлое.
Татуировки
В европейском обществе татуировки на теле человека рассматриваются, как принадлежность его к уголовной среде или, по крайней мере, к асоциальным элементам. На востоке это знак принадлежности к определённой группе, часто элитной. А Таиланде сак янт, защитные татуировки, являются частью национальной культуры. Хотя, такое украшение тела в последнее время под воздействием западного образа мыслей не приветствуется, многие продолжают в магические свойства рисунков на теле. Татуировки принца никак не выбиваются из общего тайского понимания о красоте и приличиях. Нашумевшая фотография принца в открытой футболке и шортах излишне драматизируется. Если бы это был простой человек, никто бы и не обратил внимания. Остальные сведения о разгульной жизни принца за границей имею статус не более, чем сплетен журналистов падких на сенсации.
Отношение тайцев к новому королю традиционно уважительное. Многие в семейном закрытом кругу обсуждали газетные западные статьи, не одобряли поведение принца. Но сам факт того, что наследование престола – воля уважаемого и любимого короля, каким был Рама IX, снимает все вопросы и сомнения. Они хотели бы, чтоб сын был бы более активным в государственных делах, как отец, они любят принцессу Сириндхорн, которая продолжает реформы отца в сельском хозяйстве, но престолонаследие тайцами не обсуждается.
Немного истории Чакри
Королевские династии в Сиаме сменялись довольно часто. В результате войн и дворцовых переворотов. Династия Чакри основана князем Ёдфа Чулалок, военачальником и ближайшим соратником короля предыдущего в 1782 году. Правление династии продолжается по сей день. Смена короля, по индуистским традициям, о чём я говорил ранее, это смена неисправившегося верховного жреца. В этом нет ничего удивительного. Наследование престола, по этим же причинам, является не только передачей власти от отца сыну. Для того что бы занять престол недостаточно быть принцем по крови. Назначением нового короля ведает специальный королевский совет, оно одобряется санкратом – верховным буддистским органом. Королём может быть только мужчина, ведь это индуистский жрец! Именно поэтому любимая всем народом принцесса Сириндхорн и не могла быть королевой и даже регентом, как её бабушка при Раме VIII его мать. Сами тайцы отлично это знают. Разговоры на западе, что они хотели бы королеву, не имеют под собой основания.
Теперь о самой королевской власти. С 1949 года Таиланд – конституционная монархия по образу Англии. Но конституция прямо указывает на важность личности и статуса короля. Король имеет частично власть, он не только «символ нации, объединяющий все социальные группы и слои населения». Король утверждает избранного премьер министра и весь кабинет, ни один законопроект, разработанный парламентом, не вступает в законную силу без утверждения королём. Немного похоже, что король немного президент. Король имеет определённые полномочия вмешиваться в политическую жизнь страны.
Королевская семья Таиланда традиционно участвует и в общественной жизни. Каждый член королевской семьи известен каким-либо делом в государственном и общественном строительстве. Например, младшая принцесса Чулакхорн курирует медицину и аптеки, которые известны всем русским туристам. Принцесса Сириндхорн курирует сельское хозяйство, следуя заветам отца. Старшая дочь Вачиролонгкорна, принцесса Сиринваннавари занимается лёгкой промышленности небезуспешно. По оценкам мировых финансовых аналитиков, семья Чакри – одна из богатейших семей мира. А деньги – это тоже власть. При чём, королевские деньги королевская семья часто вкладывает именно в государственные проекты своей страны.
И немного о других королевских родственниках, не являющихся принцами и принцессами. Вы заметили, что при трёх дочерях и одном сыне, семейная фотография короля Рамы IX Пхумипхон Адульядета показывает лишь пятерых? По тайским законам запрещено двойное гражданство, а член королевской семьи иммигрировавший из Таиланда уже принцем не является. Принцесса Уболратана, старшая дочь короля, вышла замуж за американца и уехала из страны. Теперь она не имеет никаких королевских прав и привилегий. Первая жена принца Маха Вачиры также иммигрировала в Англию, поэтому четверо сыновей принца не имеют королевских званий, а жаль. Старшая дочь, по просьбе королевы Сирикит к королеве Елизавете II, была возвращена на родину под опеку отца, сейчас она является заметной фигурой в семье. Младший сын короля Таиланда Рамы X Дипанкорн Расмичоти, после ухода из жизни дедушки, является наследным принцем. Его мама принцесса Срирасми, уже не являющаяся женой принца, но принцессой остаётся. В своё время она отказалась от королевского титула, что не усложнило её жизни, но отменило в последующем путаницу с королевами, которая могла бы последовать.
Хочу сказать вам, что моё изучение истории Таиланда и Сиама убедило меня в мудрости королей династии Чакри. В истории было много всего, что бывает во всех странах, но фатальных кровопролитий и всеобщего обнищания не наблюдалась. Одна из многих бедных стран Азии за несколько десятилетий после Второй Мировой войны поднялась до уровня развитых стран, как когда-то средневековый Сиам при Раме V догнал развитые европейские страны. А новый король в Таиланде старается следовать тем же курсом. Во всяком случае кардинальных изменений к худшему, чем пугали многие западники, я не заметил. Это заслуживает уважение и к королевской семье, и ко всему народу Таиланда.