Религия Таиланда
Впервые попадая в эту страну, удивляешься количеству храмов, монастырей и священных изображений. Возле каждого здания, дома и просто у дороги, можно увидеть небольшие домики на возвышениях, украшенные лентами и цветами. Это домики духов. В королевстве Тайланд религия играет очень важную роль в жизни каждого жителя и всего государства. Неизменно у туриста возникает вопрос – а какому же богу поклоняются тайцы, какую религию исповедуют, какие нормы контролируют их жизнь. В древнем и современном Сиаме этот вопрос настолько сложен, настолько перемешаны религиозные учения и верования, что сразу и не разберёшься.
Королевство Тайланд и Религия
При ближайшем рассмотрении выясняется несколько интересных особенностей. Тайцы могут поклоняться и делать подношения сразу нескольким религиям. Религия, в нашем понимании, это какой-то бог и компания святых апостолов, его последователей. В Таиланде есть и это. Божества и небожители присутствуют в каждом уголке бытия тайца. Главная религия Королевства Сиам с XI века и даже раньше – буддизм. Но религия Таиланда – это смешение древних и более поздних верований, привнесённых философий и своего понимания устройства природы. Здесь присутствует и буддистское учение, китайский даосизм, остатки индуизма и местная вера в духов.
Буддизм
Буддизм в Таиланде зародился давно, еще в IV веке нашей эры в княжестве Дваровати и Лаво. Принесён сюда он был кхмерскими завоевателями. В современной Бирме остатки того, кхмерского, буддизма остались до сих пор. Монские княжества знамениты своими древними статуями и храмами. Постепенно буддизм вытеснялся местными обычаями и видоизменялся. В XI веке, с возникновением более совершенных по своему государственному устройству княжеств, буддизм вновь становился главной религий, какой остаётся и по сей день.
Монастырей и храмов Будды в Таиланде множество. Считается, что если ты пожертвовал деньги на храм, то исправил свою карму. Поэтому храмы строятся на деньги прихожан и меценатов. Тот самый принцип – «отдай и получишь в сто крат» и пресловутая «десятина» здесь воспринимается, как что-то естественное.
Мы рассуждали со знакомым монахом, почему в России мало буддистских дацанов. Существует правило – буддистский монах не должен отвлекаться от пути просветления на бытовые мелочи, буддистского монаха кормят миряне. Для нормального существования буддистского монастыря нужно по крайней мере 1000 прихожан на одного монаха. Ведь те подношения и пожертвования для местного населения не являются чем-то обязательным. Если недостаточно сегодня средств, то и пожертвование монаху чисто символическое. Дела пошли в гору, монастырю существенное подношение.
Таиланд и буддизм – два понятия почти тождественных. Интересно, что учение Будды местное население понимает, как нельзя более правильное. Служение Будде – прежде всего медитация, работа над собой. Будда, принц Ситгхарха Гаутама и рода Шакьев, не бог, он учитель, который указал путь к просветлению и освобождению от страданий. Всё в этом мире зависит от самого человека, от его соблюдения определённых принципов. Но человек есть человек. Ему нужна чья-то поддержка, он хочет у кого-то попросить защиты. Поэтому таец, помедитировав в буддистком храме, сделав «там бун» подношение, идёт в стоящий рядом индуистский храм или в китайский.
Индуизм
Это древняя индийская религия по сути стала основой для буддистского учения. Поэтому индуистских божеств здесь также почитают. Повсеместно можно увидеть большие беседки, гораздо больше домиков для духов, в котором сидит четырёхликий многорукий Брахма – верховное божество индусов. Один из тримурти-триединства, наряду с Шивой и Вишну. Брахма бог созидатель. Шива разрушает старое, а Вишну является уравновешивающим началом, он сохраняющее божество.
Иногда в таких красивых беседках можно увидеть слоноголового Ганешу, бога удачи. Этот сын Шивы отвечает за исполнение желаний. Вернее, он призван освободить людей от мирских прихотей, он «великий обломщик», он мешает нашим желаниям. Люди поклоняются ему и просят не мешать исполнению заветного. Вообще, индуистский пантеон настолько разнообразен и запутан, что несведущему европейцу очень сложно разобраться. Интересное прочтение древних легенд изложено в книге Они пришли изменить этот мир для себя. Скорее, это фантастика, но получить понятия о мире богов и асуров можно.
Хочу заметить, что остатки индуизма сохранились в высших религиозных обрядах до сих пор. Само обожествление короля, как высшего жреца, обряд кремации и даже коронация восходят к индуистским церемониям.
Даосизм
Китайское учение Дао, Путь тоже оказало мощное влияние на местную религию. Влияние ближайшего соседа, мощной империи, всегда было очень ощутимым. Начиная с XI века местные княжества торговали с Китаем, в XIII веке княжества платили дань монголам, которые в то время правили Поднебесной. Взаимовлияние двух культур, индуистской и китайской, породило такое смешение веры, которое мы видим. К тому же, постоянное проникновение китайцев на территорию Таиланда, периодически поощряемое королями и правителями, разбавляло местное мон-кхмерское население. В некоторые годы количество китайских поселенцев достигало 30% от числа общего населения. Не могла китайская религия не быть здесь.
Стройная философия Дао и сама теория устройства мира очень схожи с натуралистическими анимистическими верованиями монов и шанов. Вера в существование высших сил природы, мужского и женского, тёмного и светлого, Инь и Ян, взаимодействие которых порождает всё, не может не импонировать человеку. Тем более, когда человек так зависит от природы. Сельскохозяйственная страна, как и Китай, пыталась объяснить всё в окружающем мире именно этой теорией.
Много китайских храмов, куда приходят не только этнические китайцы и приехавшие из Китая туристы. Сюда обязательно, хоть пару раз в год, заглянет и каждый добропорядочный таец, чтоб поклониться Матери всех матерей Гуань Ши-инь, поблагодарить Лао Цзы за стройное учение, погадать на палочках Сиамси. Попросить бога грома Хуаньди не гневаться.
Кстати, обратное влияние буддизма на Китай тоже заметно. Это не только влияние Тибета, скорее буддизм тайского толка в начале был занесён индийскими и кхмерскими монахами, а затем уже и из тибетских монастырей.
Анимистические верования
Они характерны для любого народа, а уж особенно для крестьянской страны. В Таиланде каждый клочок земли, каждый водоём и источник, каждый дом и, даже, каждое транспортное средство имеет своего духа-кхван. Собираясь разрабатывать участок под поле, под строительство дома или что-то другое, сначала надо попроситься у духа, который контролирует это место. Логично, ведь он тут поселился раньше человека.
Поэтому возносят молитву, совершают целый ритуал, а затем… строят домик для духа. Затем начинают и своё строительство. Если заглянуть в такой домик, то мы не увидим там изображение определённого божества, хотя они существуют. Перед домиком ставят статуэтки лошадей, слонов, зебр, ведь должен же дух иметь транспортное средство. Внутри домика рассаживают музыкантов и танцовщиц, массажисток, чтоб духу было комфортно. Такие же фигурки можно увидеть и около старых деревьев. Подношению духу дерева совершается точно также, но дом не строиться.
Отношение к лесу вообще в Сиамской традиции очень трепетное. Древние крестьяне понимали, что водный баланс земли зависит именно от леса, от джунглей. Лес имеет своего хозяина, вернее, хозяйку. Дух дерева – женщина. Именно поэтому возле старых больших деревьев еще ставят вешалку для одежды, а на ней красивые шёлковые национальные платья. Высокое дерево Янг – Тон суун, самое высокое в джунглях, вот в нём то и селится хозяйка. Такие деревья при разработке участка не срубаются. Поэтому даже на улицах Паттайи можно увидеть высокие стволы, а рядом столик для подношений и вешалку с платьями.
Подношение духам делают четыре раза в месяц на фазы Луны – новолуние, первая четверть, полнолуние и четвертая четверть. Любопытно, что в эти же дни молятся и делают пожертвования в честь Будды. Религиозная толерантность! Буддистские монахи совсем не против. В эти же дни вешают гирлянды и на свои авто и мотоциклы. Хотя нелишне, и в простой день украсить свой транспорт. В Таиланде, каждая машина и мотороллер имеет своё личное имя, о них заботятся, как о живых.
Интересные религиозные объекты
В каждом городе и провинции есть государственный королевский храм. Ват Монггкол. Есть такой и в Паттайе. Здесь проходят общегосударственные церемонии с участием администрации города, уважаемых горожан и многих прихожан. Кто не уместился в такие дни на площадке у монастыря, придут сюда в другой день. А в день знаменательный прихожане идут в монастырь по месту жительства. Кроме этого по городу разбросано много маленьких часовен индуистских, и маленьких китайских храмов, можно заглянуть и сюда. В Паттайя есть большой китайский храм, который содержится основателем местного МЧС, службы спасения. И конечно на пожертвования прихожан. Но самый большой храм Дао находится в округе Саттахип.
Вихарна Сиен
Этот храм-музей заложен китайским олигархом в честь 60-ти летия короля Рамы IX, открыт на его 66-ти летие. Это настоящий музей даосских, древних китайских божеств, святых и героев. В музее уникальные экспонаты – 16 статуй терракотовых воинов, утверждают, настоящих. Я верю. Рядом с музеем еще один буддистский храм в китайском стиле тибетского толка. Три этажа музея заняты коллекциями тибетского буддизма, один зал посвящён Будде и этапам его жизни. Один зал посвящён великому королю Раме IX. На втором этаже, на террасе фигуры из китайской жизни в полную величину и, главное, бронзовые воины у-шу. Здесь же коллекция традиционного тайского искусства.
Ват Нонг Яй, Хуа Яй и Нонг кет Яй
Поскольку Паттайя разрасталась за счет прилегающих крестьянских посёлков, то и в каждом посёлке был свой значимый для населения монастырь. Нонг Яй сейчас обновлён и в нём построен белый красивый Убосот – храм, по типу знаменитого в ЧиангМай. В этом монастыре для всех желающих проводят обряд «Похороны Неудач», интересный и немного жутковатый, поскольку очищаемых кладут в гроб. Временно, конечно.
Вообще-то Раху покровительствует ночи, бандитам и разбойникам, но… еще он помогает людям быть коммуникабельными и иметь много друзей и товарищей. Этого у него и просят. В Хуа Яй хранится мумия нетленная настоятеля этого монастыря ломпо Кан.
Нон кет Яй – еще один старый монастырь в посёлке Нонг Плалай, один из самых крупных приходов пригорода. Здесь часто проводятся ярмарки и фестивали. Знаменит этот монастырь древним маленьким храмом, большущим деревом Тонг По, под таким Будда обрёл просветление. Старый настоятель большой друг и соратник умершего ломпо Кан, очень уважаемый монах.
Я не буду описывать многие монастыри и храмы. Это надо видеть самому. Турист может обратиться в туристическую компанию, и ему устроят тур по таким местам, расскажут даже больше, чем здесь написано, а сделанные снимки будут настоящей буддистской реликвией для европейца. Религия Таиланда уникальна, и в тоже время, настолько тонка и терпима, что удивляет и завоёвывает сердца многих приезжающих на отдых и за знаниями.
Насколько же мы все разные. Эта страна живет по совершенно другим правилам, об этом не стоит забывать.
Также, не стоит забывать об уважении культуры и обычаи азиатской страны. За что можно поплатиться, ведь законы в Таиланде тоже суровые.